​Стратегия социально-экономического развития муниципального образования города Сургута в период до 2030 года обязывает учреждения дополнительного образования уже сегодня воспитывать активных граждан, владеющих новыми технологиями, способных мечтать, анализировать, придумывать и воплощать свои идеи на благо города. Ведь именно сегодняшние школьники – это будущее города.

Современные школьникииспытывают затруднения в правильной формулировке идей, не имеют практики исследований, не всегда знают с чего начать свою работу изобретателя. Возможно, из-за отсутствия подобного опыта талантливые ребята выбирают совсем не ту профессию, с которой хотели бы идти по жизни.

Для решения этой проблемы была написана дополнительная общеобразовательная программа «Школа изобретателей» (в рамках программ летнего и каникулярного образовательного отдыха) (авт. З.Р.Хусаинова).Цель проекта: формированиеоснов изобретательского мышления и изобретательной грамотности у разновозрастных групп учащихся.

Летняя сессия «Школы изобретателей» проводится с июня 2015 года. Как показала практика, подобные занятия нравятся детям в виду новой для них деятельности, новых знаний, которые они получают, нового формата общения, возможности проявить в себе новые таланты. Надо сказать, что проекты, которые начинают разрабатываться в Школе изобретателей, находят свое продолжение и дальше.

Этот учебный год не стал исключением. С 04.06.2018 по 18.06.2018 года была проведена очередная летняя сессия «Школы изобретателей». Темой школы было выбрано «Создание стопоходящего механизма передвижения по пересеченной местности». Школа проводилась в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе МАОУ ДО «Технополис» «Невероятные инженерные системы», руководителем которого была Гарипова Л.А.  Школу посетили 20 человек из различных ОУ города.

Для работы школы были привлечены преподаватели Политехнического института СурГУ, доценты кафедры информационно-вычислительных наук, кандидаты технических наук. Егоров А.А. и Федоров Д.А. Как всегда занятия этих преподавателей пользовались большим успехом!

На первом же занятии, понимая важность групповой работы, поддержки интереса, мотивации у ребят, они предложили ребятам объединиться в группы и построить башню из макарон. А потом устроили соревнования «У кого выше».

На следующем занятии ребятам предложили построить «ракету» из подручных средств (коктельные трубочки, палочки для мороженного, палочки для суши, скотч, шарики….). У «ракеты» должна была быть «корзинка», в которую клали яйцо. Затем, с высоты 2 метров «ракета запускалась» вниз.Обязательным условием было целое яйцо после приземления. Если же яйцо разбивалось, то это означало, что космонавт не попал на Землю в целости, а значит «ракета» некачественная. Ну и в конце занятия опять соревнования, у какой команды лучше.

На следующий день ребята с интересом слушали лекции Егорова А.А. об аддитивных технологиях, некоторых элементах механики. Подробно были рассмотрены и изучены механизмы академика П.Л. Чебышёва, в частности его стопоходящие машины. Егоров А.А. весьма наглядно и интересно представил информацию, представил видеоролики, поговорил о практической значимости таких механизмов. Перед ребятами была поставлена задача: разобравшись с механизмом стопоходящей машины Чебышёва, создать свой механизм, который бы являлся аналогом ходьбы какого-либо животного.

При помощи конструктора ЛЕГО на базе EV3, имея теперь знания о стопоходящей машине Чебышёва, имея возможность задавать вопросы, спрашивать советы у кандидатов технических наук Политехнического Института (когда ещё такая возможность представится!), команды создали прототипы животных, которые двигались, по-разному переставляя ноги. Ну и снова соревнования «У кого дальше» и «У кого быстрее».

Но использовать готовые робототехнические механизмы для создания машин легко. На следующий день Дмитрий Алексеевич положил на стол опять палочки, трубочки, батарейки и сказал, что это все должно передвигаться само «отсюда досюда».

В глазах ребят был немой вопрос «Как»? Но ведь вы изучили стопоходящий механизм! Примените!

Теперь в ход пошли проводки, батарейки, клеящие пистолеты и так далее. Какие разные конструкции придумали ребята! Какие разные способы передвижения представили! Ну и снова соревнования!

Но и это оказалось «легким делом», потому что палочки и трубочки уже готовые. А вот попробуйте сами создать эти палочки, трубочки, колеса, ноги…

Пришлось ребятам научиться у Егорова А.А. работать в графическом редакторе Blender,  предназначенного для 3D моделирования. Используя возможности Кванториума, в частности возможности Hi-Tech квантума, при помощи руководителя этого Квантума Масленникова Р.Р и наших преподавателей из СурГУ, ребята распечатали на 3D принтере детали, созданные в ГР Blender. Используя лазерный станок с типом излучателя СО2 для лазерной резки получили колеса и другие детали, чтобы впоследствии собрав их, получить свою стопоходящую машину. И у них все получилось! Они создали из ничего механизм, который пошел по пересеченной местности.

Надо было видеть, с каким энтузиазмом дети приходили в школу, не пропустили ни одного занятия. Многие из них нашли себе друзей, смогли преодолеть в себе зажатость, стеснение, неуверенность. Родители звонили и благодарили за интересную и полезную работу Школы изобретателей.

В работе школы приняли участие студентки СурГПУ факультета управления, педагогическое образование Маллаева Тамила Ишрафудиновна и Голицева Дарья Сергеевна. В течение всего периода проведения Школы они помогали в организационных моментах, помогали советами ребятам, помогали поддерживать эмоциональный настрой.

В конце обучения все ребята, объединившись в группы, представили свои проекты ребятам из лагеря, преподавателям.

Каждый ребенок получил Сертификат об обучении в «Школе изобретателей».

«Школа изобретателей» многим детям подарила возможность попробовать себя в роли изобретателя, правильно организовать свою исследовательскую деятельность и получить желаемый результат.

Проект«Школа изобретателей» имеет важное образовательное и социальное значение:

  • Обучающиеся имеют прекрасную возможность применения полученных школьных знаний на практике, возможность общения с преподавателями высших учебных заведений, возможность общения со сверстниками из других учебных заведений на темы, носящими научный характер, возможность самореализации и самоопределения с будущим видом деятельности.
  • У преподавателей ВУЗов есть возможность знакомства с продвинутыми и заинтересованнымишкольниками, возможно также и дальнейшего их развития в рамках довузовской подготовки.
  • Формированиеоснов изобретательского мышления и изобретательной грамотности у разновозрастных групп учащихся даст возможность городу уже сегоднявыявлять талантливых школьников, поддерживать их,а затем привлекать к инженерной деятельности на благо муниципалитета, не теряя умы, взращенные общими усилиями.

Руководитель проекта,З.Р.Хусаинова педагог дополнительного образования

высшей категории, руководитель методического объединения «Программирование»